Природа не терпит пустоты (Natura ablwrret vacuum) – выражение принадлежит древнегреческому философу Аристотелю (384—322 до н. э.). И эта истина весьма универсальна (не панацея, но все же). Область ее применения в объяснении тех или иных явлений максимально широка: от изучения природы до политической жизни. Идеология в этом плане не исключение. Необходима ли она обществу? Что, если эту область жизни людей оставить без должного внимания со стороны общества и государства? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно хорошенько рассмотреть данное понятие.
Кого-то это слово (идеология) может и чуточку устрашить, но впадать в крайности – это не для образованных людей. Понятие идеологии просто необходимо уточнить, конкретизировать. Состоит оно из двух слов: идея и логос. С идеей все понятно – идея, она и в Африке идея. Логос – это учение, разум, знание. Следовательно, идеология – это учение об идеях, а любое учение есть инструмент. Вы же не боитесь, например, ножа (а вот незнакомого человека с ножом уже стоит опасаться)?
При рассмотрении идеологии важно понимать, что это не просто одна идея или набор идей, но именно система, где каждая единица (идея) имеет определенную цель, конкретную реализацию и связи (вертикальные, горизонтальные, функциональные, обратные, комбинированные) с другими единицами. Если конкретизировать, то идеи в общей системе должны: 1) иметь иерархию (пример вертикальной связи); 2) дополнять и уравновешивать друг друга (пример горизонтальной связи); 3) создавать в умах людей целостное представление об обществе, государстве и их взаимодействии (пример функциональной связи); 4) быть способны к корректировке на основе конструктивных и полезных предложений (пример обратной связи).
Вертикальные связи идеологических единиц обозначают наличие своеобразной конструкции ценностей со своей вершиной и разнообразными ветвлениями. От того, какие ценности (их может быть и несколько) на вершине конструкции, будет зависеть поведение каждой отдельной личности: отношение к другим людям, интерес к наукам, желание взаимодействовать с обществом и т.д. Естественно, если во главу угла поставить, например, зависть или ненависть, то это существенно отразится (не сразу, но эффект будет) на всем обществе. Если же объявить основной ценностью, например, справедливость, то и результат будет соответствующим.
Горизонтальные связи образуют идеологические уровни. Такие уровни не менее важны, чем сама вертикаль, т.к. несут в себе специфическую систему сдержек и противовесов. Для примера возьмем вершину ценностной конструкции. Допустим, на вершине стоит справедливость, но достаточно ли только ее одной, чтобы, например, полноценно запустить процесс формирования интереса к наукам (научный прогресс важен для развития общества в целом)? А если добавить (пример принципа “дополнять и уравновешивать”) к справедливости любовь? “Какой вздор. Причем здесь любовь?”, – может кто-то возмутиться. Тут стоит вспомнить, что любить можно не только человека, но и свою профессию, считая ее своим настоящим призванием (любит ли ученый заниматься наукой?).
Функциональные связи хоть и обозначены под п.3, но представляют один из важнейших аспектов любой идеологии. Мало “нарисовать” идейный каркас, необходимо еще и в доступной форме (образование, книги, поэзия, фильмы, сериалы и т.д.) донести мысль до широких масс. И желательно, чтобы “внедрение” идей происходило без излишней навязчивости и максимально органично.

Остается ли общество без ценностных ориентиров, когда государство самоустраняется от идеологической работы? Естественно, не остается, но в этом случае постепенно снижается “иммунитет” против вредоносных информационных воздействий (или даже вирусов). К таким воздействиям можно отнести: 1) вирус “блатной романтики”. Приводит к криминализации общества (в т.ч. и правоохранительных органов); 2) секты, психокульты. Этих “друзей” часто сопровождает суицид, потеря критического мышления, разрушенная семья и прочие “прелести”; 3) болезнь потребительства (не путать с потреблением). Если общество подхватило эту хворь, то ценность жизни и личности падает; 4) идеи экстремизма, фанатизма и ненависти по каким-либо признакам (религиозным, национальным и т.д.). Часто “вирусы-болезни” причудливо переплетаются и взаимодействуют между собой, создавая ужасных химер. Эффект от этих воздействий усиливается при слабом государстве и неблагоприятной экономической обстановке.
Так нужна ли обществу идеология?
P.S. Если государство совместно с обществом не создаст и не внедрит четкую мировоззренческую концепцию в умы людей (в т.ч. и умы подрастающего поколения), то это обязательно сделает кто-то другой, чьи цели могут быть весьма далеки от идеалов здорового общества…
Автор: Владимир Тарасенко